Афганистанский и Иранский чай

Культ чая имеет давние корни в Афганистане. Через земли афганцев пролегал знаменитый Шелковый путь из Китая в Европу, по нему шли пилигримы и странники, а иногда и боевая конница, двигались караваны верблюдов, груженных разными товарами. В числе товаров был чай — зеленый, черный, плиточный, — и местные жители знакомились с этими чаями ранее многих других народов.

На пути следования караванов устраивались чайные заведения, получившие название «чайхана». Там, сняв у входа обувь, можно было расположиться в удобной позе на ковре и отдохнуть, послушать местных певцов и музыкантов и, разумеется, восстановить силы хорошим чайным напитком. Чайхана оказалась близкой самому духу кочевой жизни местных пуштунских племен. Импровизированный чай устраивают и просто на открытом воздухе, где-нибудь в пути.

Чай стал неотъемлемой частью жизни афганцев. Со временем они стали закупать индийские черные и зеленые чаи. А чайную посуду многие годы они закупали в Советском Союзе, в основном от ЛФЗ. Хотя мрачный период войн конца XX в. и диктат талибов прекратили поставки этой посуды, исторические связи афганцев с Россией сейчас восстанавливаются.

Афганцы, столь привычные к чаю, пьют его утром и в любое время дня — дома или в чайхане. Утром за завтраком пьют обычно черный чай — «тора чай». Распространен и зеленый чай, который чаше готовят по особому случаю или после большого обеда. Пьют чай из чашки, пиалы, небольшого стаканчика. Чай готовят с сахаром, коричневым или белым, и молоком, иногда добавляют имбирь. Любят пить очень горячий чай небольшими глоточками с колотым сахаром вприкуску. Ниже приведены два рецепта, заимствованные из книги Д. Кэмпбел.

Исламский Иран и соседние Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан также освоили культуру чаепития на заре ее зарождения и сделали ее традиционной.

Иранцы известны своим пристрастием к чаю. Их традиции чаепития восходят к далеким временам расцвета древней персидской культуры. Изображение сиен чаепития можно увидеть на старинных рисунках, в произведениях персидских поэтов и писателей. Современный Иран располагает на севере страны местными плантациями чая, начало которым положили англичане в начале XX в. Однако собственного чая недостает, да и качество его невысокое, поэтому много чая импортируют, больше всего из Шри-Ланки.

Иранские традиции чаепития в чемто сходны с афганскими, и вто же время они имеют сходство с манерой чаепития на Руси. Так, иранцы, подобно россиянам, с утра «ставят самовар», причем он подобен русскому, разогревая его не раз в течение дня, и выпивают немереное количество чая из небольших стаканов, называемых «эстакана», либо пиал. В семье право готовить чай принадлежит старшей женщине. Пьют чай и в многочисленных чайханах, сидя, скрестив ноги, на красивых персидских коврах. В чайхане мужчины собираются, чтобы пообщаться, обменяться новостями, послушать радио. Часто помещение чайханы разгорожено на мужскую и женскую половины.

Знатоки чая не отметили каких-то особенностей приготовления чая иранцами, кроме того, что чайник с заваренным чаем подолгу «допревает» на конфорке самовара (что, отметим честно, не улучшает качество напитка). Когда пьют чай, вначале наливают в стакан кипяток, а затем дополняют его заваркой из чайника (почти «по-русски»).

Многие иранцы любят горький вкус чая и не портят его добавкой молока и сахара. Пьют чай, положив под язык кусочек крепкого сахара, отколотого от литой сахарной головы, который предварительно был смочен чаем в стакане. Любители сладкого чая кладут в стакан много сахара и затем пьют его, не спеша. К чаю подают сушеные фиги, финики, другие фрукты.