Чай в Америке

Посещая американский продовольственный универсам, которых множество, или небольшую местную лавку (местный «уголок»), можно всегда обнаружить специальную полку или секцию с массой упаковок чая. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что выбор весьма невелик. Большинство упаковок представляют собой чай в пакетиках пяти-шести наиболее ходовых сортов типа «Английский завтрак», «Ассам», «Эрл Грей» или «Зеленый порох», «Жасминовый чай», а еще — черные чаи без кофеина, ароматизированные чаи и чисто фруктовые и травяные чаи. Быстро растет мода на зеленые чаи из Японии, которые присутствуют на полках, главным образом, в виде чая в пакетиках.

Можно говорить о том, что американцы в своей массе не балуют себя чайным изыском и довольствуются все больше чаем в пакетиках известных сортов. Из пакетиков, чаще всего у себя дома, американцы готовят большую емкость сцеженного настоя черного чая, ставят ее в холодильник и затем при надобности наливают этот холодный настой в стакан, засыпанный почти доверху льдом; это «американский чай со льдом». Может показаться упрощением, но типичный современный «американский чай» представляется как заблаговременно заваренный и остуженный чай в пакетиках, разлитый по стаканам поверх насыпанного в них мелкого льда и украшенный долькой лимона (апельсина) вместе с листочком или веточкой мяты.

И все же подлинных ценителей чая в Америке много, и это сразу обнаруживается при посещении специальных чайных лавок и магазинов для гурманов типа «Дин энд Делучи», которых достаточно как в больших городах, так и в спальных либо туристских районах. А еще это очень заметно, когда в ресторанах высокого класса в конце обеда посетителям подают специальное меню с большим выбором знатных и деликатных чаев.

Сети известных американских отелей Хилтон, Шератон, Хаятт, Мариотт, Мэридиэн, Вестин, Интер-континентал и других, распространившиеся по миру, установили в своих ресторанах стандартный ассортимент чаев, которые предлагаются за завтраком, после полудня либо после обеда. Чаще всего это чай «Липтон» в пакетиках или «Липтон Бриск» (Lipton Brisk), хотя официант может принести специальный деревянный ларец с полудюжиной секций в нем, содержащих пакетики особенно качественных чаев, в числе которых «Английский завтрак», «Эрл Грей», «Дарджилинг», «Принц оф Уэльс», «Лемон Ти», «Ванила Ти», «Декафеин Ти».

Современные американцы широко пользуются услугами системы Интернет, через которую заказывают с доставкой на дом множество товаров. В их число входят, разумеется, чай различных сортов и брендов, чайная посуда и всевозможные принадлежности, которые особенно важны для искусного приготовления китайского или японского чая.

Просматривая соответствующие странички в Интернете через поисковую систему «AOL» (America On Line), можно обнаружить особенно настойчивую рекламу ароматизированных чаев, в основном черных. Перечень включает, в частности, чаи с ароматом или привкусом абрикоса, ананаса, апельсина, банана, клюквы, ванили, вишни и дикой вишни, груши, имбиря, карамели, кардамона, клубники, кокоса, лимона, манго, миндаля, шоколада, яблока. Популярны, особенно среди американок, декофинированные чаи с ароматами ванили и миндаля, существует даже чай миндально-ванильный.

Модным и популярным стало заказывать через Интернет чай какой-либо особенной плантации, производящей «органический чай», т.е. с использованием только экологически чистых технологий. На сайте известной плантации Дарджилинга «Чайный сад Пубонг» (Poobong Tea Garden — www.no-occident.com) можно всегда узнать цены особенного «органического чая Дарджилинг первого сбора» (в начале 2002 г. упаковку в 120 г можно было заказать за 9.50 доллара), а также белого и красного чаев, «изготовленных по классическим китайским рецептам».

В конце XX в. в Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго модным стало проводить деловые встречи и конференции за чашкой чая либо устраивать днем встречу за чаем-ланчем. Откликаясь на растущее увлечение чаем, основательница и директор Вашингтонской школы протокола Дороти Джонсон опубликовала в 1998 г. книгу «Чай и этикет». В ней изложено много рекомендаций, касающихся проведения приема, — чая после полудня и «делового чая», а также дала советы, как вести себя на таких чайных собраниях и церемониях (некоторые из них приводятся в конце книги). В кругу участников подобных церемоний и вообще ценителей качественного чая на слуху такой выбор сортов, как «Эрл Грей», «Дарджилинг», «Инглиш брекфест», «Айриш брекфест», «Рашн караван», «Кимин», «Пушонг», «Оолонг», хотя перечень можно и продолжить.

Чая в современной Америке потребляют много: ежегодно его завозят в разном виде более 100 тыс. тонн. Более половины — это чай в пакетиках, около 14% приходится на порошок чая (он идет на приготовление «мгновенного чая» и как добавка в кондитерские изделия). А выпивает Америка в год 50 млрд чашек чая, из которых 40 млрд — «американский чай со льдом».

Внимание американцев к чаю поднято в стране на официальный уровень. Существует Совет по чаю США, который содействует росту его потребления, следит за качеством и культурой потребления. Детальная статистика, которую публикует Совет, позволяет узнать, что в 2000 г. почти 95% потребленного в Америке чая составил черный чай, 4% — зеленый, около 1% — оолонг и около 1% — чаи с разными добавками. Можно говорить о значительном изменении чайных пристрастий в стране: 60 лет тому назад, перед Второй мировой войной, по 40% от всего объема приходилось как на черный, так и на зеленый чаи, а 20% — на оолонг. Последовавшая перемена во многом была связана с тем, что война тогда отрезала от США основных поставщиков зеленого чая — Китай и Японию, и возникшая ниша быстро заполнилась британскими поставками индийского и цейлонского черного чая.