Бостонское чаепитие

Историческое «Бостонское чаепитие» позиции чая. Американцы научились производить много «прохладительных напитков», начали консервировать фруктовые соки, появился напиток «Кока-Кола», затем — «Пепси-Кола». Модным становилось готовить напитки со льдом.

В 1904 г. произошло событие, которое положило начало невиданному ранее способу потребления чая. В Сан-Луи (штат Миссури) проходила первая в истории Америки Всемирная выставка, которая привлекла массу посетителей, и одним из ее участников был англичанин Ричард Блечинден, владевший чайными плантациями в Индии. Он создал красочный павильон с не менее красочно наряженными служителями-индусами в тюрбанах, которые должны были предлагать посетителям выставки свежезаваренный чай.

Стояли, однако, очень жаркие дни, и горячий чай никто не брал. Отчаявшийся хозяин распорядился бросать в чашки с чаем кусочки льда в надежде соблазнить кого-либо этим остуженным настоем, что дало удивительный результат. «Чай со льдом» сразу стал «хитом» выставки и с того времени быстро вошел в обиход американцев как «айс ти» (Iced Tea). Его и можно назвать «американским чаем», который готовят более всего из черного чая.

Спустя четыре года в Америке возникла другая новинка в чайном деле. Томас Салливан, торговавший чаем в Нью-Йорке, в порядке рекламы рассылал своим клиентам образцы чая, расфасованного в маленькие мешочки из муслина. Некоторым из клиентов показалось удобным опускать в заварочный чайник весь мешочек с чаем, и они просили присылать им чай именно в такой упаковке. Новинка быстро нашла новых поклонников, а мешочки стали изготавливать уже по более совершенным технологиям.

Чай постепенно восстанавливал свои пошатнувшиеся было позиции. К тому же чаепитие всегда было признаком «хорошего тона». Состоятельные американцы устраивали чаепития в престижных отелях в духе нравов поздней викторианской эпохи. Знаковыми стали светские чаи после полудня в нью-йоркском отеле «Плаза», в отеле «Риц» в Бостоне, в гостиницах Чикаго. Накануне Первой мировой войны в дневные часы обширные холлы дорогих гостиниц «даунтауна» (торговоделового центра города) заполнялись молодыми менеджерами, клерками, сотрудницами многочисленных офисов, контор и торговых учреждений, которые заказывали себе чай и танцевали, танцевали, подобно тому, как танцевали в те годы в богатых отелях Лондона. Отметим здесь: во время танцев пили чай, а не крепкие напитки. Чай служил недорогим и при этом здоровым средством организации досуга, общения и знакомства молодых людей.

Много проблем возникло в Америке в 20—30-е годы XXв. в период экономического спада и во время действия запрета на алкоголь (prohibition), отнюдь не мешавшего распространению спиртных напитков, что негативно сказалось на культуре потребления чая. Но со временем уважение к чаю как здоровому, полезному напитку было восстановлено.

Известны массовые масштабы производства в США «Кока-Колы», «Пепси-Колы», «Спрайта» и других прохладительных напитков. В больших количествах производится пиво. Виноградники Калифорнии изготавливают ныне качественные сухие вина, причем объемы их производства очень велики и продолжают расти, как растет и увлечение американцев этими винами. В то же время ширится понимание значения чая для здорового и трезвого образа жизни человека. А современные американцы относятся к своему здоровью очень серьезно: хорошее здоровье — это успех и благосостояние, без которых жизнь в Америке сразу же наполняется мраком. В наши дни американцы решительно настроены на трезвый здоровый образ жизни, в котором чай занимает все более значимое место.

Когда посетитель садится за столик в закусочной или ресторане, перед ним почти тут же, автоматически ставят высокий стакан с водой, заполненный льдом. Стоит только попросить чай — сразу принесут такой же большой стакан со льдом, залитый остуженным настоем черного чая и украшенный ломтиком лимона, иногда и листиком мяты. По просьбе могут принести стакан с кипятком и чайный пакетик разовой заварки одного из наиболее распространенных брендов.

Если это китайский ресторан, то уже в то время, когда посетитель рассматривает меню, перед ним могут поставить глиняную чашку с блюдцем и такой же чайник со свежезаваренным зеленым чаем, и этот чай будут доливать или обновлять в течение всей трапезы, что сделает ее особенно приятной. Китайцы знают толк и в еде, и в чае, и в оздоровительных свойствах зеленого чая, который даже после обильного обеда позволит любому покинуть стол с ощущением легкости в желудке.

В последние годы по Америке широко раскинулась сеть небольших закусочных фирмы «Старбакс Кофе». Их легко обнаружить почти в каждом аэропорту, и в них пассажиры перед полетом могут не спеша выпить кофе или чай и легко перекусить. Напитки подают в высоких бумажных стаканах с крышкой, в которую можно вставить для удобства соломинку, чтобы пить не спеша. С фирменным кофе в них соперничают не менее качественные чаи от компании «ТАЗО», которая тесно сотрудничает с фирмой «Старбакс Кофе», поставляя в ее закусочные (как и во многие супермаркеты страны) собственный набор ароматизированных чаев в пакетиках. Выделяется из этого набора «Тазо Чай» (Tazo Chai), который любого порадует своим пикантным вкусом и прекрасно снимет тяжесть в желудке, так часто возникающую в пути.